понедельник, 26 марта 2018 г.

Организация тренировок в Академии Лудогорца на примере U-11: политика, плюсы и минусы, выводы

Эту часть начну с политики академии в части развития юных игроков и переплетения всех факторов на нее влияющих. Это объяснит очень многое. Важные на данном этапе факторы – это географическое расположение и молодость академии, как и всего проекта «Лудогорец».

Что касается географии, то решающее значение имеет расположение и размер города Разград: далеко от крупных Софии и Пловдива, не очень близко от Варны и всего 40 тысяч населения. Это 0,5% от населения страны. Но при этом это самая современная (и дорогая) база в стране. Когда речь идет о таланте, способностях или потенциале, вряд ли кто-то предполагает, что в долгосрочной перспективе одно место будет более урожайным. Огранка талантов может быть более эффективной в каком-то месте в сравнении с другими, а сама талантливость маловероятно. Логично, что академия ориентирована на всю страну, а не на местных детей: область поиска в 200 раз больше. Этим во многом обусловлена политика и отношение к академическим и доакадемическим возрастам.

«Молодость» академии тоже вносит свой вклад: родители, да и дети со всей страны должны понимать, куда отправляют детей, какие перспективы и что это действительно позволит им прогрессировать. И тут есть противоречие: формирование такой репутации заставляет больше обычного ориентироваться на результат, достигнуть которого, как мы знаем, проще всего за счет организации игры (тактики). Если академия будет привлекать каждый год игроков из других регионов, но команда не будет выходить даже в региональный финал, это никак не облегчит работу селекционеров. Родители и дети не будут стремиться туда, где нет результата. Да, их мнение будет на ошибочных посылах, но это факт, что рассуждают именно так.

В условиях факторов, которые можно назвать негативными руководство сформировало максимально эффективную поэтапную программу развития как академии в целом, так и детей/команд от возраста к возрасту. Это приводит к повышенному акценту на тактике в тренировочном процессе на всех этапах – игра должна быть организованной. Что необычно – тактика получает много времени уже у U-11 и U-12. Объем и доля тактики растет не за счет прибавки к нормальному (рекомендуемому) для данного возраста объему, а за счет других направлений. Точнее сказать, что тренировочные объемы доакадемических возрастов изначально ниже нормальных. Высокая интенсивность и уровень организации занятий позволяет минимизировать нехватку и потери времени других (техники и физики) направлений, но это все же отличается от полноценного и правильного развития на данном этапе подготовки юных футболистов.

Фактически местные дети выступают средой для более быстрой адаптации приглашенных детей к организованной игре. Подходящие к возрасту U-13 местные дети очень хорошо понимают и организацию тренировочного процесса и, главное, в какую игру они должны играть. Это возраст когда начинают играть 11 на 11 и пришедшие в команду новички (5-6-7 человек) заметно быстрее адаптируются и поймут требования, если все остальные вокруг них (17-18) человек будут правильно и быстро выполнять упражнения и соответственно требованиям вести игру. Например, пришедшие в начале сезона в U-13 новички заметно превосходили практически всех местных ребят в технике, большинство в физике в части скорости, но буквально не очень понимали куда бежать. Из 7-ми новичков место в старте в начальных матчах получали 3 - по одному в каждой линии. Затем к ним прибавился вратарь. Далее по мере понимания организации место в старте к середине первого круга соревнований заняли уже 6 человек из 7-ми новеньких. А сейчас пришла очередь и 7-го. Зимой в интернат пришло еще 2 человека – их ввод в состав тоже не вызвал проблем. Хотя они изначально пришли на «попробовать», не в старт, они выходят и в старте, быстро адаптируются к тактическим требованиям. Аналогично будет и с новичками следующего сезона. 3-4 человека легко вольются в выстроенную систему.

Этот цикл повторится от года к году: местные (ну или те кто был в академии в предыдущем сезоне) будут иметь преимущество в части тактики, но приходящие будут, как правило, техничней, по мере освоения тактических требований новичками, преимущества местных сойдут на нет и они уступят место иногородним.

Взаимное влияние проявляется и между организацией тренировочного процесса и селекцией. Главный критерий – «футбол на первом месте», а далее среди таких увлеченных детей выбирают именно техничных и подвижных. К подвижности, которая по сути сочетание скорости и ловкости, повышенные требования. Такие дети быстрее освоят новые движения и технические элементы, им нужно меньше времени на освоение при прочих равных.

Да, наверное, это правильно с точки зрения академии, но не совсем правильно по отношению к местным детям. Конечно, все индивидуально и если вдруг какой-то местный ребенок будет выделяться он получит необходимое внимание и объем тренировок. Но начать выделяться он может только за счет или какого-то невероятного таланта или большого количества индивидуальной работы. Этот момент важно понимать родителям. Я хочу подчеркнуть, что родителям любого спортсмена необходимо разобраться в целях и политике академии/школы. Понять насколько эти цели совпадают с их целями. Так получится организовать время развития ребенка эффективнее, и избежать неправильных ожиданий от его занятий в академии/школе.

Минусы и/или проблемы, которые осознаются руководством решаются, прежде всего, за счет оптимизации организации тренировочного процесса и высоких требований к уровню квалификации тренеров и помощников. Так недавно минимальный уровень квалификации для тренеров академии был повышен до лицензии «В».
Параллельно идет процесс построения и закрепления положительной репутации: постоянные репортажи о жизни в интернате, обзоры и оценки базы и так далее. Наступит момент, когда значение результата станет несколько ниже и это отразится на тренировочном процессе.

Конечно, всегда есть куда стремиться и совершенствовать организацию. Убежден, что можно иначе использовать помощников и увеличивать их количество. Главный тренер возраста ориентирован на результат и организацию игры, а помощники могли бы работать над техникой с небольшими группами.

Но вернемся к U-11 и их тренировкам.

Сравнивая время и структуру тренировок имеющих место в академии и рекомендуемые, скажу, что необходимо понимать и содержание, которое стоит за цифрами. Приведенная для сравнения структура тренировок U-11 в "Черно Море" формально выглядит правильнее. Но тренировки были организованы слабо: низкая интенсивность, много простоев и иногда считанное количество раз выполнение технического элемента. Тактическая и игровая часть почти весь сезон заключалась в разделении на 3 команды, 2 из которых попеременно играли между собой, а третья была расставлена по периметру в виде «джокеров». Из-за слабого содержания тренировок – прогресс в технике был минимальным, либо отсутствовал вовсе, а с тактической точки зрения не было ни организованной игры, ни понимания индивидуальных задач.

Точно, что количество времени и такое его распределение, какое имеет место в академии Лудогорца для U-11 - огромный минус. Если сравнить с рекомендованной структурой, то доля техники почти соответствует норме в 40%, а такое большое количество и доля тактики обеспечена за счет сокращения физического развития. Возможно, организация занятий и высокая интенсивность дает необходимые нагрузки для развития физических качеств, но освободившееся время можно было бы распределить между техникой и тактикой, но его передали только тактике. Это соответствует целям академии, но не совсем соответствует целям развития детей из этой команды. Это еще раз подчеркивает приоритет командной организации игры. И это «красная нить» проходящая через все возраста.

Почти 3 месяца заложенных на лето каникул и 2 месяца на зиму – это бессмысленная роскошь. Тут нет занятий в залах, тренировки только на улице (кроме теории и фитнеса). Погодные условия зимы в этом году «отрезали» у доакадемических возрастов еще целый месяц, что означает невыполнение и без того «короткого» плана. Еще при строительстве базы вопрос с погодой предполагалось решить за счет конструкции с тентом, тут это называется «балон». Манеж на зимнее время или дождливые периоды повысил бы эффективность работы, но подвели строители из Турции: установили каркас для южных широт, с закругленной крышей, на котором не предполагается скопление снега. Для Разграда же требовался заостренный вариант. Конструкция стоит на базе как памятник чей-то некомпетентности, а ее переделку откладывают в связи с более срочными и масштабными стройками: второй блок академии, трибуны стадиона и так далее. И это тоже информация о месте доакадемических возрастов в структуре академии.

Даже не смотря на то, что качество организации тренировок на высоком уровне, без дополнительных и/или индивидуальных занятий рассчитывать на то, что в этой группе будут футболисты – оснований мало. В текущей U-11 есть пример Михаила, который все время каникул у доакадемического возраста тренировался с командой U-13, а после первых двух месяцев начала занятий с U-11 стал и играть и тренироваться и с U-12. Так он добирает свои часы, но это исключение.

Хотя формально «Технические часы» занимают самую большую долю в структуре тренировочного процесса, это не чистое время и тут сказываются особенности подсчета блоков по 30 минут. Фактические они меньше: регулярно 5-10 минут от техники уходит на третий блок тактику + игру. Это противоречит общепринятым представлениям о «золотом времени» освоения техники и, например, модели LTAD или «Дому Венгера».

Необычно много тактики дают результат: команды играют организованно, дети на этом уровне хорошо понимают куда и когда бежать, что делать с мячом и без мяча. Уверен, что ранняя тактика сама по себе не страшна, напротив, полагаю, что осмысленные передвижения и проработанные не тренировках решения с большей вероятностью позволяют рассчитывать на развитие игрового интеллекта, но это должно быть дополнительно, «сверху» обычного объема тренировок, а не за счет техники или физики, и тем более не в условиях сокращения тренировочного времени. 
Преждевременное обучение командной тактике проблематично и еще по одной причине. Есть четыре этапа развития (восприятия и сосредоточения внимания) ребенка в футболе: 1) на мяче, 2) на воротах, 3) на сопернике и 4) на партнере. Освоение командной тактики в обороне можно начинать на третьем. Но вообще, изучение тактики эффективно, когда ребенок на четвертом этапе. Эффективно в смысле времени и глубины понимания: понято будет быстрее и лучше. Если дети пока на первой или второй стадии (а в U-11 все еще довольно много таких детей), то командную тактику они могут скорее запомнить, а не понять. Да и потребуется значительно больше времени, чем если бы они изучали это позже. А если вспомнить, что это время мы итак "взяли" у техники и физики, то проблема только обостряется. 

С помощью U-11 мы погрузились в тему, и материал по U-13 исходя из уже рассмотренного будет меньше и уместиться в один пост.

В Заключение, я бы вернулся в необходимости понимания целей школы и целей родителей и ребенка и, что очень важно, места во всем этом конкретного тренера. Тренеры зачастую лишь проводники общей политики школы, которые своей инициативой и старанием могут минимизировать противоречия, но вряд ли устранят их полностью.

Если в условную Школу «А» приведут детей и с ними будут заниматься преимущественно техникой, развивать их ловкость и скорость, будут их учить тренироваться и не будут ориентированы на результат, то, уверен, что дети неплохо спрогрессируют, но команда, вероятно, не очень удачно выступит на региональных соревнованиях. Родители зададутся вопросом почему проиграли? Плохо тренируете? И на следующий год отведут детей в школу «Б», которая ориентируясь на тактику,сыграла удачнее. Хотя долгосрочные цели этой школы и цели детей расходятся. А школе «А» придется заложить эту рефлексию на следующий сезон и чтобы не закрыться совсем, сдвинуть приоритеты в тренировочном процессе. В итоге мы вернемся к массовой ориентации на сиюминутный результат и упущения важного времени в развитии техники и правильного, в соответствии с максимальным откликом организма, развития физических качеств. Потом снова будем переживать об отсутствии техничных футболистов, но сами же будем способствовать замкнутому кругу такой ситуации.

Думаю, что сама идея донести до всех родителей особенности тренировочного процесса, а с детьми тренироваться, ориентируясь не на результат, а на их индивидуальный прогресс – это утопия. Было бы прекрасно, но невозможно. Кроме того, последнее и неправильно, дети должны стремиться к победе всегда, их амбиции должны быть максимальны и в играх и на тренировках. Результат все равно будет иметь значение везде, где будет соревнование. Поэтому выход из этого замкнутого круга необходимо искать внутри организации тренировок, например, вводя новых тренеров/помощников, освобождённых от давления результата, с другими ориентирами в работе.

В итоге, относительно Лудогорца и работы академии в части U-11, я скажу что несмотря на отмеченные минусы в работе с подготовительными группами это очень хорошее место для развития, особенно если понимать, что и почему тренируют в академии и дополнительно заниматься индивидуально. Применительно к нашему Михаилу и его особому положению, это лучшее что приходилось видеть. 

Вообще, в любом случае, стоит понимать с какими целям и в каких условиях проходят тренировки, но обязательно продолжать работать и самостоятельно. Удачи!

***
Дополнение: 
Кстати про особый статус Миши: 23.04.2018 было историческое для Разграда событие - приняли матч сборной на стадионе Лудогорца. Болгария и Босния тренировались на базе и затем сыграли на арене. Поставили рекорд посещаемости за последние 7 лет. На сборную не ходят можно сказать вообще - было не трудно, несмотря на природный катаклизм - необычный холод и снег. А Миха тут при том, что его одного из 2007 и 2006 годов рождения позвали выводить команды (одного из доакадемического возраста выходит). Из 11-ти "лудогорских" остальные дети из 2005-го. Сначала 2 дня радовался, а потом еще день отвечал друзьям удивившимся, что он в телевизоре. Тут вместе с Колашинацем и Пьяничем - хорошая компания.

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1